пятница, 18 сентября 2015 г.

Сальвадор Дали

 Добрый день, дорогие мастерицы! 
Пришла осень, школьники сели за парты, народ вернулся на рабочие места, а значит пора открывать нашу Картинную галерею

Осенний сезон открывает творчество художника неоднозначного, но несомненно гениального - Сальвадора Дали

Сальвадор Дали по праву считается одним из самых известных представителей сюрреализма. Нет в мире человека, который хотя бы мельком не видел бы его картины.


Сальвадор Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль,  Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol) - испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель - родился в Испании 11 мая 1904 года  в семье зажиточного нотариуса. Имел сестру и старшего брата, который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация старшего брата.
В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Многочисленные комплексы и фобии мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики.
Дали  обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру.  Он начал обучаться изобразительному искусству в муниципальной художественной школе, а в 1921 году поступил  в Академию Сан-Фернандо, из которой его, несмотря на неоспоримый талант, выгоняют в 1926 году за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям.
 Незримый человек, 1929 г.
В том году Дали  впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 г. участвует в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Теперь  фильм является классикой сюрреализма. Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда.
 Постоянство памяти. 1931 г.

 
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.
Постепенно к Дали приходит слава, его картины выставляются, позже он примыкает к группе сюрреалистов, из которой  в 1936 году уходит со скандалом. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».  Желание Дали быть признанным в обществе, которое, в сущности, было равнодушным к искусству, особенно современному, вызвало в нем его естественную склонность к привлечению к себе внимания. Именно в это время, около середины 1930-х, художник начал создавать сюрреалистические объекты, ставшие его самыми известными произведениями. Из парикмахерского манекена он сделал бюст, положив на него французский батон и чернильницу. Затем последовал шокирующий и вызывающий смокинг - афродизиак, увешанный бокалами для вина. Другими его памятными работами были "Телефон - омар", созданная в 1936 году композиция, и шокирующий "Диван-губы Маэ Уэст" (1936-37): деревянная рама, обтянутая розовым атласом.
 Ретроспективный бюст женщины, 1933 г.
 Телефон-омар, 1936 г.
 Лицо Мей Уэст 1934-1935 гг.

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма.
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г.  Художник выпускает автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали», сотрудничает с Уолтом Диснеем, который предлагает Дали испытать свой талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Мультфильм увидел мир лишь в 2003 году. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком  и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». За восемь лет, проведенных Галой и Дали в Америке, Дали нажил состояние. При этом, как утверждают некоторые критики, он поплатился своей репутацией художника. В мире художественной интеллигенции репутация Дали всегда была невысокой. Он не только вел себя вызывающе, что приносило ему какие-то рекламные дивиденды, но рассматривалось любителями искусства как простое кривляние для привлечения внимания к своим работам.
 Женщина с головой из роз, 1935 г.
 Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения, 1944 г.
 Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных тел. превращающихся в корпускулы. из которых неожиданно сотворилась Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала, 1950 г.
Затем Дали вернулся в Испанию, в 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса.  
В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона, в 1982 году умирает Гала.
После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию, болезнь мешает ему писать картины.  Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Последние годы своей жизни Сальвадор Дали прожил в театре-музее, где 23 января 1989 года скончался от сердечного приступа. 
 Галарина, 1945 г.
 Венера Милосская с ящиками, 1936 г.
Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.
Сальвадор Дали – это непросто талантливый художник, это исключительная личность, сформированная во многом его талантом и его фобиями. 

Ну и как вы понимаете, это был пост-вдохновение. Задание в рамках проекта "Картинная галерея" Выйдет в понедельник 21 сентября 

2 комментария: