пятница, 19 февраля 2016 г.

Альфонс Муха

Приветствую всех наших читателей!Мы продолжаем наш проект Картинная галерея. И сегодня, в преддверии Женского праздника, хотим рассказать о художнике, чьи работы являются одой женственности. Меняются стили, меняется наше представление об идеале женской красоты, но его Женщины уже более 100 лет считаются воплощением Элегантности и Чувственности, Пленительности. Вы, конечно, уже догадались, что речь пойдет о гениальном представителе Ар Нуво - Альфонсе Мухе.

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице, близ Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Имея хороший голос, он был принят в хор мальчиков в соборе Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учится в гимназии. Тогда же он начал активно рисовать, но попытка поступить в художественную академию Праги была неудачной, посланные работы вернулись с запиской: "Автор обнаруживает абсолютное отсутствие таланта". Будущему "певцу Модерна" пришлось работает судебным писарем в родном городке, все свободное время отдавая театру, где он был и актером, и декоратором, и художником афиш.
Дух весны, 1894.
В 1879 году юный художник был замечен и приглашен в качестве художника театральных декораций в Вену. В 1881 году, после пожара в "Рингтеатре", Муха уезжает из Вены в небольшой моравский городок Микулов, где работает над украшением замка графа Карла Кужна-Беласии. Граф был на столько впечатлен работой юного художника, что согласился оплатить расходы на его учебу, и Альфонс поступает в Мюнхенскую Академию изящных искусств.
Серия "Время суток", 1899г.
В 1887 году, после двух лет учебы в Мюнхене, художник переезжает в Париж, где продолжает учится в лучших школах того времени. Но кончина графа не позволяет ему закончить образование, начинается период безденежья, во время которого приходится браться за любую работу: изготовление рекламных плакатов, календарей, ресторанных меню...
Рождественским, по-настоящему волшебным, подарком стал заказ на афишу премьерного спектакля "Жисмонда" с великой Сарой Бернар. Появившаяся на улицах 1 января 1895 года, эта афиша моментально сделала Муху знаменитым. А Великая Сара была на столько впечатлена работой, что по ее настоянию он получил место главного декоратора театра "Ренессанс".
Афиша шоу "Жисмонда", 1895г.
За последующие шесть лет  он сделал множество афиш, декораций, костюмов и ювелирных украшений к спектаклям.
Афиши спектаклей театра "Ренессанс", 1896-1899гг.
Это было золотое время для Художника. Очень скоро после начала сотрудничества с Сарой Бернар "стиль Мухи" проникает в каждый дом. Его работы: декоративные панно, афиши, календари, плакаты расходятся огромными тиражами.
Серия "Времена года", 1896г.
Уже в 1896 году появляются циклы декоративных панно. Удлиненного формата, эти панно печатают как в дешевом варианте, так и в дорогом, используя все последние достижения техники. Они украшают стены, их вставляют в ширмы, распечатывают на почтовых открытках и они разносятся по всему миру...  Искусство становится массовым. "Я был рад, что делал искусство не для закрытых салонов, а мог делать искусство для народа. Оно было дешевым, его каждый мог себе купить, и оно попадало как в семьи имущих, так и в семьи неимущих". 
Серия "Четыре драгоценных камня", 1990г.
А вслед за этим посыпались заказы на рекламу. Рекламу всего: сигарет, шампанского, кондитерских изделий или только появившихся тогда цепных велосипедов - всем хотелось представить свою продукцию в лучшем свете, а кто, как не Альфонс Муха сделает это?
Реклама шампанского, 1899г.

Реклама питания "Нестле", 1897г.
Он поднял искусство плаката, до сих пор воспринимаемого как нечто второстепенное, на уровень самостоятельного произведения искусства.  «Это - богатство, разбросанное полными горстями по сомнительной белизне стен наших улиц» – писали газеты. 
Фрукт, 1897г.
Его авторский стиль - стилизованные (в основном женские) фигуры, подчеркнуто элегантные, лиричные и умиротворенные, в нежных цветовых сочетаниях, дополненные роскошью цветов и обрамленные витиеватыми и утонченными орнаментами в славянском стиле. Стиль модерн в его рафинированном состоянии. Воспевание Прекрасной Дамы как символа истинной красоты и гармонии. Нередко модерн и его под стиль Ар Нуво именуют именно "стилем Мухи". А его женщин - роскошных, чувственных, пленительных, загадочных, томных называют «La Femme Muchas».
Принцесса Гиацинт, 1911г.
Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура. 
Карандашный эскиз украшений для Жоржа Фуке
Орхидея, 1990г. Ж.Фуке по эскизам А.Мухи
После возвращения в Прагу в 1918 году из США, где он несколько лет работал и преподавал, ему было поручено изготовление первых чехословацких денежных знаков, марок и герба



Марки и купюры работы А.Мухи.
Свои славянские корни художник постоянно подчеркивал не только в работах: его женщины имеют ярко выраженные славянские черты, славянские мотивы в орнаментах, в жизни он также любил щеголять перед своими друзьями в расшитой косоворотке. А главным своим детищем считал созданный в 20-х годах "Славянскую эпопею": 20 монументальных полотен, запечатлевших переломные вехи в славянской истории
Отмена крепостного права на Руси

Славяне на исконной родине
Именно патриотические настроения художника послужили тому, что в гитлеровской Германии его включили в список врагов III Рейха. После захвата Праги Муха был арестован, провел какое-то время в застенках, где сильно простудился и не смотря на то, что был выпущен на свободу в марте 1939 года умер от пневмонии.
С творчеством А.Мухи вас познакомила Оксана Приходько(

2 комментария:

  1. потрясающие работы! очень люблю А. Муху, его дамы - это действительно квитессенция женственности, чувственности, игривой нежности... прелесть

    ОтветитьУдалить
  2. Круто-круто! я ждала продолжения))))

    ОтветитьУдалить